Цифровая трансформация бизнеса: необходимая реальность
Цифровая трансформация: суть и охват
При обсуждении цифровизации многие считают ее лишь внедрением информационных технологий в бизнес. Однако наличие ИТ-систем и автоматизация бизнес-процессов - это не главное в цифровой трансформации. В это понятие входит не только технологическая сторона, но и серьезные изменения в самом бизнесе.
Действительно, слово "трансформация" говорит о глубинном изменении бизнеса. Принципы развития компании, ее стратегия, культура корпоративного общения, продукты и услуги - все меняется. В цифровую трансформацию входят как технические, так и организационные изменения.
У многих компаний на пути к цифровой трансформации лежит использование платформенных решений - создание цифровой экосистемы, которая объединяет все службы компании и обеспечивает эффективное изменение процессов внутри организации.
Цифровая трансформация является актуальной проблемой не только для коммерческой сферы, но и для многих других областей деятельности - медицины, образования, культуры и государственного сектора в целом. Она работает на увеличение эффективности во всех областях и может стать одной из национальных целей развития в России до 2030 года, как это установлено Указом Президента от 21 июля 2020 года.
Одной из главных задач современных компаний является повышение эффективности своей работы и улучшение взаимодействия с клиентами. Для решения этих проблем, а также для оптимизации управления предприятием и повышения конкурентоспособности, используется цифровая трансформация.
Данная технология позволяет ускорить проведение операций, устранить ненужные действия и упорядочить нужные, оптимизировать использование ресурсов. Благодаря этому, снижается себестоимость продуктов, растет производительность, достигается экономия средств.
Кроме того, информационные технологии помогают повысить уровень сервиса, качество товаров и услуг. С помощью цифровой трансформации можно создавать принципиально новые сервисы, что становится необходимостью для поддержания конкурентоспособности. Клиенты должны мочь получать услуги везде, где им удобно: в точке присутствия, на сайте, в мобильном приложении, что возможно только после цифровой трансформации бизнеса.
Автоматизированный сбор и анализ данных также упрощает контроль за деятельностью предприятия, более оперативное принятие правильных решений и улучшение качества обслуживания клиентов.
Дальнейшее повышение конкурентоспособности достигается за счет ускорения бизнес-процессов, роста эффективности использования ресурсов, создания новых продуктов и решений. Цифровая компания оперативно реагирует на изменения условий рынка, и это тоже является плюсом к конкурентоспособности.
Однако, прежде чем приступать к преобразованиям, необходимо убедиться в готовности компании к изменениям. Важнейшее из этих условий - так называемая цифровая зрелость, отражающая готовность к digital-преобразованиям. Это включает в себя наличие стратегии, определение тактики, уровень компетенции команды и другие аспекты. Важно оценить уровень развития цифровой инфраструктуры, процессы и целевые сервисы, способы сбора, обработки и хранения данных, подготовку кадров и корпоративную культуру.
Только тщательно продуманный и организованный процесс цифровой трансформации позволит компании стать конкурентоспособной в условиях цифровой эпохи и сохранить свои позиции на рынке.
Технологии и процесс цифровой трансформации бизнеса
Современный мир активно развивается в сфере цифровой трансформации бизнеса. Однако, по мнению экспертов, чрезмерно завышенные ожидания, связанные с так называемыми прорывными технологиями, являются не обоснованными.
Сегодня на пике популярности находятся технологии, которые называют прорывными: большие данные, искусственный интеллект, микросервисы, облачные системы, цифровые двойники и DevOps. Их разнообразие охватывает различные сферы деятельности, и каждой из них можно найти применение в бизнесе.
Big Data - это одна из таких технологий. Это серия подходов к хранению и обработке огромных массивов структурированных и неструктурированных данных. Большие данные - это "топливо для новой цифровой экономики", по-мнению программы Евросоюза "Горизонт 2020". Технологии обработки больших данных актуальны для всех сфер бизнеса.
Микросервисы - это особый подход к архитектуре приложений. Функционал разбивается на мелкие службы, которые существуют независимо друг от друга. Такой подход обеспечивает легкость внесения изменений и масштабирования систем, что создает все условия для развития IT-ландшафта.
Технологии искусственного интеллекта и методики машинного обучения также активно развиваются. Компьютерные программы и сервисы уже умеют рекомендовать товары в соответствии с личными предпочтениями, проводить собеседования, выполнять диагностику состояния здоровья и многое другое. Эти технологии проникают во все сферы экономики и уже в настоящее время способны изменить мир.
Облачные технологии - это еще один пример технологии, которая дает массу преимуществ по сравнению с локальным размещением приложений. Экономичность, доступность информации в любое время и из любой точки мира, гибкость и простота масштабирования, независимость от устройств, отказоустойчивость и безопасность - это и другие плюсы уже оценили многие предприниматели: сегодня бизнес уверенно переходит в облачную инфраструктуру.
Цифровые двойники - это виртуальные копии любых объектов, процессов и явлений. Они позволяют предсказывать будущее состояние оригинала, используя текущие данные и различные возможности искусственного интеллекта. Цифровые двойники находят применение в промышленности, используясь для моделирования производственных процессов и различных объектов.
DevOps - это философия и методология, призванная устранить противоречия между командами разработки и поддержки. В ее рамках используется набор практик, которые обеспечивают быструю доставку качественного цифрового продукта до потребителя.
Однако лоскутная цифровизация или точечное внедрение модных технологий для решения отдельных задач не приведет к цифровой трансформации бизнеса. Необходимо создание цифровой экосистемы, которая полностью изменит бизнес-модель. Не обязательно внедрять все технологии сразу, важно выбирать то, что оправданно именно в данной ситуации. Возможно, он будет похож на уже реализованный пример цифровой трансформации в конкретном бизнесе.
В свете растущих требований к эффективности и транспарентности бизнес-процессов, крупнейшей алмазодобывающей компании России — "Алросе" — были поставлены задачи, связанные с улучшением качества производства, укреплением сотрудничества с клиентами и партнерами, а также с повышением прозрачности и эффективности торговли. В результате компания разработала и внедрила платформу для трейсинга алмазов, основой которой является создание цифровых паспортов на камни, что позволило достичь нескольких целей.
Платформа позволила использовать сервисы внутреннего и внешнего трейсинга, а также API-интеграцию со сторонними площадками. Она стала основой для новых сервисов и приложений, а также обеспечила продвижение собственных стандартов. В результате разработки компания получила конкурентное преимущество, так как были подтверждены истории происхождения камней, а также расширили каналы сбыта благодаря интеграции с партнерами и торговыми площадками.
В данном контексте, цифровая трансформация является необходимостью для компаний, которые стремятся развиваться и оставаться на плаву на рынке. Однако, цифровая трансформация не ограничивается наложением IT-сервисов на существующие процессы, это полная смена бизнес-модели. Эта задача требует полной готовности организации к преобразованиям.
Фото: freepik.com