Самостоятельный ремонт турбины: какие подводные камни могут ждать автолюбителя
Недавно турбина использовалась в автомобилях достаточно редко, но сегодня её можно установить на почти любую машину. Некоторые производители уже оснащают серийные машины, включая те, что относятся к классу семейных автомобилей, турбированными моторами. Причина такой популярности агрегата заключается в том, что турбина позволяет увеличить мощность автомобиля при минимальном увеличении его массы. Конечно, как и любой механизм, турбокомпрессор может выйти из строя. И как только начинает появляться характерный «барахлит», то приходит время задуматься о его ремонте. В целях экономии многие люди берутся за починку турбины своими руками. В данной статье мы попытались рассказать вам о том, как отремонтировать турбину своими руками и с какими сложностями может столкнуться автолюбитель.
Турбонаддув - система, позволяющая увеличить мощность автомобиля и расходовать топливо более эффективно. Такой наддув направлен на улучшение работы двигателя, но при этом лошадиные силы не увеличиваются - мощность напрямую зависит от количества сжигаемого топлива за один рабочий цикл. Чтобы осуществлять сжигание топлива, необходимо наличие кислорода, а чтобы обеспечить его поступление к двигателю, автоконструкторы придумали систему турбокомпрессора. Благодаря турбокомпрессору позволяет решить несколько проблем: повысить мощность автомобиля, сохраняя прежний рабочий объем цилиндра и расход топлива, а также уменьшить количество выхлопов и токсичных веществ, что делает двигатель экологически чище.
При резком нажатии на педаль газа в автомобиле с турбодвигателем раньше driver сталкивался с таким явлением, как «турбояма». При этом рост мощности мотора задерживался, так как турбине нужно было время для раскрутки, а компрессору - для подачи в цилиндры сжатого воздуха. После того, как преодолевалась "турбояма", происходил "турбоподхват", во время которого давление резко возрастало и двигатель набирал максимальную мощность. Такое явление негативно сказывалось на качестве вождения.
Чтобы решить эту проблему инженеры создали несколько видов турбокомпрессоров, в которых эффекты "турбоямы" и "турбоподхвата" сглажены. В зависимости от особенностей двигателей, на который устанавливаются механизмы, можно выделить турбины с изменяемой геометрией впускного канала, скомбинированные турбокомпрессоры, также известные как моторы двойного наддува с послойным впрыском, twin-turbo, при которой две последовательно расположенных турбины используются для разных оборотов двигателя, и biturbo, который используется в мощных силовых агрегатах и оснащается турбиной на каждый ряд цилиндров.
Однако, несмотря на разнообразие видов турбокомпрессоров, все наддувные механизмы устроены по общей схеме, включая турбину, картридж, систему подачи воздуха, компрессор, интеркулер и другие детали и расходные материалы. Турбокомпрессор - это нагружаемый механизм, который работает в условиях резкого изменения температур, нахождясь в тесной связи с основными узлами мотора, такими как системы впуска и выпуска отработавших газов. Преждевременная выработка ресурсов турбокомпрессора часто связана с неисправностью смежных систем, а попытка самостоятельного ремонта может быть гораздо более сложной, чем кажется изначально.
Ремонт турбины двигателя своими руками может быть сложным процессом, начинающий мастер должен правильно определить причину поломки или неправильной работы турбокомпрессора. Однако, крайне легко ошибиться в этом без профессионального оборудования для диагностики. Самыми распространенными причинами неисправностей турбины являются попадание в нее посторонних предметов, недостаточное количество смазки, загрязнение масла, а также превышение допустимой частоты вращения крыльчатки.
Весь процесс ремонта турбокомпрессора должен производиться поэтапно и начинаться с компьютерной диагностики. Без нее демонтировать турбокомпрессор нельзя, а результат ремонта зависит именно от нее. Демонтаж турбокомпрессора можно провести самостоятельно, если соблюдать правильную последовательность и отключить всю электронику автомобиля. Разборка и осмотр агрегата должны происходить в специальной мастерской. Очистка всех элементов изнутри и снаружи от нагара, остатков масла, пятен ржавчины, пыли и грязи - это также неотъемлемый этап процесса ремонта. Лучше всего использовать для этого промышленный пескоструйный аппарат. Повторный осмотр следует провести после очистки, чтобы увидеть больше дефектов и заменить изношенные и деформированные комплектующие на новые.
После этого, следует провести балансировку роторной части, без которой дальнейший ремонт будет бесполезным. Сборка турбокомпрессора возможна только при правильной балансировке. Испытания на специальном стенде необходимы, чтобы установить работу датчика давления воздуха, давление на выходе из турбины, осевой люфт, наличие утечки масла, а также показатели наддува.
Хотя некоторые операции можно провести самостоятельно, такие важные процедуры, как очистка, компьютерная диагностика, балансировка и испытание турбины, выполняются лишь в специализированных центрах. Поэтому, владельцам автомобилей, задумывающимся о ремонте турбины своими руками, стоит помнить о высоких рисках и отсутствии гарантий. Аргументами против непрофессионального вмешательства является риск нанесения двигателю еще большего вреда.
Перепечатываем статью "Ремонт турбин для «дизеля» и не только"
Установка турбины - единственный способ увеличить мощность для дизельных двигателей. Именно поэтому турбодизельные моторы встречаются чаще, чем бензиновые. Для того, чтобы автолюбителю было проще определить, возможен ли ремонт турбин своими руками, приведем пару примеров.
Volkswagen Passat - это одна из самых популярных моделей среднеразмерных автомобилей в мире. Многие водители сталкиваются с необходимостью ремонта турбины «Фольксвагена», возникла ли поломка их турбокомпрессора узнать можно первостепенно по увеличивающемуся расходу масла и появлению сизого или черного дыма из выхлопной трубы. Но, если владелец решил своими руками отремонтировать турбину «дизеля» или бензинового двигателя «Пассата», он должен понимать, что это сложный и многоэтапный процесс, в ходе которого автовладелец рискует облажаться и сломать что-то еще. А ведь впереди еще много работы: нужно осмотреть и разобрать турбину, провести очистку и дефектовку деталей, заменить износившиеся элементы и только потом отремонтировать сломанные. При этом ремонт турбины «Пассата» своими руками будет сильно отличаться от профессионального.
КамАЗ 44108-10 - этот седельный тягач оснащен турбодизельным двигателем «КамАЗ 740.30-260». Распознать поломки агрегата у КамАЗ 44108-10 можно практически по таким же «симптомам», как и у «Пассата». Однако снять турбину с грузовика гораздо сложнее, чем с легковушки. Начинать ремонт турбины КамАЗа своими руками следует опять-таки с визуального осмотра. Ведь, если вы не выявите проблемы, к активным действиям приступать не стоит. Демонтаж агрегата начинается с креплений. Затем отсоединяются холодная улитка и ротор турбины, а потом — корпус. Потом изымаются стопорные кольца, подшипник и другие детали. Очевидно, что это весьма условное описание всего процесса. На самом же деле, здесь много нюансов. В принципе, следующие этапы ремонта турбины на КамАЗе 44108-10 те же: ее разборка, осмотр элементов, их очистка, дефектовка, замена деталей и ремонт, повторный осмотр, балансировка роторов, сборка и добалансировка, тестирование, анализ и калибровка актуаторов, монтаж.
Теперь можно ответить на вопрос, возможно ли следовать всем этим действиям и выполнять ремонт турбины в гараже или мастерской. Да, конечно, можно. Однако, предусмотреть, что это долгий процесс, который потребует подготовки и потребует от пользователя проведения объемной работы. Если вы сомневаетесь или не уверены, стоит ли вам проводить ремонт самостоятельно, лучшим выбором в этом случае станет обращение за помощью в профессиональную мастерскую.
Заголовок статьи уже содержит ответ на вопрос, который волнует многих автовладельцев: можно ли самостоятельно отремонтировать турбину. Стоит заметить, что без определенных знаний, умения и оснащения риск порчи механизма огромен. Также неправильный ремонт может привести к дополнительным затратам на устранение ошибок и в худшем случае на полную замену турбины.
Мотивы автовладельцев, которые берутся за самостоятельный ремонт турбины, достаточно просты — экономия средств. Однако, не стоит забывать, что ресурс и время жизни агрегата ограничен, и со временем турбина может ломаться. Неопытность в вопросах ремонта может привести к поломке механизма, так что шансы на желаемый результат без знаний правил, умения и опыта, а также спецоборудования и комплектующих, ничтожно малы.
Самостоятельный ремонт турбины действительно может обойтись дороже, чем услуги мастеров из специализированных сервисных центров. В лучшем случае автовладелец может выполнить все возможные мероприятия в «гаражных» условиях, но спустя время поломка напомнит о себе, а в худшем — повредить узлы и детали двигателя.
Поэтому, если автовладелец хочет избежать неправильного ремонта, а также дополнительных затрат на устранение ошибок и восстановления турбины, лучше обратиться в специализированный сервисный центр, где работают опытные мастера, которые владеют всеми правилами, используют необходимое оборудование и оригинальные расходники.
Фото: freepik.com