Обучение и развитие персонала в организации
Сегодня профессиональные навыки каждого сотрудника не всегда могут соответствовать потребностям компании при выполнении текущих задач. Конкурентная среда постоянно изменяется и требует новых знаний и навыков, поэтому успех бизнеса во многом зависит от способностей персонала к обучению и саморазвитию.
Теперь рассмотрим главные принципы, на которых базируется работа "кузницы кадров", и перейдем непосредственно к методам их реализации.
Управление персоналом организации включает в себя два процесса: обучение и адаптацию. Адаптация при оформлении на работу позволяет каждому новому сотруднику освоить специфические стандарты и политики компании, а также навыки нужные для выполнения определенных задач.
В течение адаптационного периода профессиональный уровень сотрудника, как правило, остается неизменным, что говорит о том, что наращивание профессионального уровня существующим персоналом компании намного более выгодно, чем постоянное найм новых, которых нужно приводить «в тонус».
С другой стороны, обучение персонала направлено на расширение профессиональных компетенций. Как правило, обучение является одной из ключевых стратегических инициатив компании, например, связанной с новыми рынками сбыта товаров и услуг, техническим перевооружением и модернизацией производства, а также расширением сфер деятельности.
Обучение персонала может обусловлено и внезапными причинами, например, снижение финансово-производственных показателей компании или новые законодательные требования.
Организация обучения и адаптации возлагается на HR-отдел компании, а в крупных компаниях - специализированные учебные отделы.
Для того чтобы определить потребность в обучении, необходимо использовать следующие методы:
- Аудит личных данных сотрудников
- Анализ деятельности сотрудников во время испытательного срока
- Сбор заявок на обучение
- Аттестация сотрудников
Существует два типа обучения персонала: внутрифирменное и внешнее. Внутрифирменное обучение организуется отделом обучения персонала, поэтому оно более специализированное и ориентированное на конкретные задачи компании. Однако внешнее обучение, напротив, позволяет сотрудникам использовать передовые знания и методы, которые могут быть применены на рабочем месте, а также взаимодействовать с преподавателями, которые не связаны с компанией.
Организация обучения и адаптации персонала зависит от стратегии компании, от того, что компания хочет достичь и от того, какую концепцию обучения сотрудников желает реализовать её руководство.
Например, компания может нуждаться в повышении уровня владения английским языком в связи с выходом на новый рынок. Сотрудники компании могут выбрать одну из трех концепций обучения: специализированное обучение (внутрифирменное), обучение, ориентированное на личность (внешние) и многопрофильное обучение (внешнее + внутреннее).
Методы обучения персонала необходимы для повышения квалификации сотрудников организации. Выбор формы обучения внутри или вне фирмы зависит от специфики компании и определяет конкретный метод обучения.
Опции обучения внутри фирмы:
- Инструктаж. Он необходим для приобретения начальных знаний и общей информации о работе, например, о безопасности на рабочем месте и технике безопасности.
- Ротация. Этот метод обучения предусматривает временный перевод сотрудника в другое подразделение компании для набора опыта и получения новой профессиональной квалификации.
- Наставничество. Оно включает работу под наблюдением опытного сотрудника. В Великобритании популярна форма наставничества, называемая buddying, которая подразумевает равноправное взаимодействие между наставником и учеником.
- Shadowing. Этот метод используется в компаниях, сотрудничающих с университетами и колледжами, и заключается в том, что студенты проводят несколько рабочих дней рядом с опытным специалистом, наблюдая за его работой.
Опции обучения вне фирмы:
- Курсы повышения квалификации и тренинги. Они включают в себя лекции, семинары, деловые игры и разбор кейсов, которые могут быть дистанционными или модульными. Недостатком являются высокие затраты и низкая мотивация участников.
- Самообучение. В идеале каждый специалист должен самостоятельно заниматься повышением своей квалификации: читать специализированную литературу, участвовать в вебинарах и общаться на профессиональных форумах.
- Конференции. Они способствуют обмену опытом и налаживанию деловых отношений с другими компаниями и участниками отрасли.
Методы обучения внутри и вне фирмы:
- Secondment. Это разновидность ротации, которая позволяет сотрудникам не только получить новый опыт в другом департаменте компании, но и научиться работать в другой компании. Возможность использования этого метода зависит от специфики компании.
Оптимальный выбор и комбинация этих методов обучения зависит от ситуации в компании и при необходимости может быть систематизирована через разработку системы развития персонала.
Система развития персонала — это ключевой инструмент, который помогает сотрудникам развивать свои профессиональные и личностные компетенции. Её функции включают в себя следующее:
- Оценка профессионального и личностного уровня сотрудников, а также определение их потребностей в обучении.
- Мотивирование персонала к обучению.
- Выбор подходов и методов обучения, а также контроль за усвоением знаний.
- Организация обучающих и контрольных мероприятий.
- Анализ результатов для дальнейшей работы с персоналом.
Важно отметить, что обратная связь от сотрудников помогает улучшать и совершенствовать систему развития.
Даже единичное обучение требует ряда контактов внутри компании, а для создания эффективной системы развития персонала необходимо безупречное взаимодействие между HR-отделом или отделом обучения, руководителями и сотрудниками. При этом доверительная и здоровая обстановка в компании играет важную роль в мотивации персонала на успешное обучение и повышение их профессионального уровня. Особенно эффективным является комбинирование различных методов обучения и использование многофункциональных инструментов.
Фото: freepik.com