Контроллеры «ЭнерджиСейвер» — альтернатива частотно-регулируемому приводу и устройствам плавного пуска
Электрические машины, используемые в технологических механизмах, приводятся в действие за счет превращения электрической энергии в механическую энергию. Электрические машины могут быть синхронными или асинхронными в зависимости от того, совпадает ли частота вращения магнитного поля с частотой вращения ротора. В случае синхронных машин это так, а в случае асинхронных - нет.
Для более эффективного управления асинхронными электроприводами и оптимизации их работы, используются различные устройства. Одним из таких устройств является частотный преобразователь, который регулирует скорость вращения мотора. Также используются устройства плавного пуска.
В настоящее время существуют более новые и эффективные контроллеры-оптимизаторы, которые позволяют получить максимальную эффективность работы электропривода.
Методы контроля электроприводом
В настоящее время в мире около 90% промышленных электроприводов работают на базе асинхронных двигателей благодаря их простоте изготовления, высокой надежности, низкой стоимости и минимальным эксплуатационным расходам.
Асинхронная электрическая машина, состоящая из ротора и статора, разделенных воздушным зазором, активная часть которых состоит из сердечника и обмотки, может нести некоторые недостатки, такие как:
- Высокий пусковой ток, который ведет к износу изоляции обмоток, повреждению контактов и повышенной нагрузке на питающую сеть. Вследствие этого необходимо иметь повышенную номинальную мощность электросетей, что является значительным финансовым затратами.
- Невозможность согласования механического момента на валу привода с механической нагрузкой в процессе пуска и работы, что, в свою очередь, существенно сокращает срок службы двигателя.
- Творение электромагнитных помех при запуске.
- Сложность точной регулировки скорости работы машины.
- Ограничение максимальной скорости двигателя частотой сети.
- Иногда, из-за недостаточной загрузки в циклическом режиме, электрический привод в большинстве случаев работает в режиме холостого хода, что приводит к нерациональному расходу электроэнергии.
Для устранения этих недостатков, связанных с работой электрических машин, были разработаны специальные электронные устройства, которые решают многие из этих проблем.
Частотный преобразователь в модернизации электропривода
Одним из вариантов решения проблем, связанных с управлением электроприводом, является использование преобразователя однофазного или трехфазного электрического тока. Этот преобразователь изменяет частоту сетевого тока 50 Гц на переменную частоту и подходящую амплитуду.
Такая модернизация электропривода позволяет существенно снизить затраты на энергоресурсы, обеспечивает нужный пусковой момент, мягкий запуск двигателя, стабилизацию скорости при изменении нагрузки и высокую точность регулирования. Применение частотного преобразователя также увеличивает ресурс оборудования.
Но следует учитывать недостатки такой системы управления электроприводом, например, ее высокую стоимость и возможность создания помех. Кроме того, не всегда возможно использовать частотное регулирование в контексте конкретных технологических процессов.
Использование устройств плавного пуска (УПП) является важным условием для снижения механической нагрузки на электропривод во время запуска и разгона двигателя. Это устройство также позволяет ограничить пусковой ток и уменьшить его влияние на привод. Главное преимущество УПП заключается в возможности контроля скорости повышения пускового тока в течение определенного времени.
Применение устройства плавного пуска предусматривает использование дополнительных устройств, таких как автоматические выключатели, которые должны соответствовать типу и номиналу, рекомендуемым производителем. Аналогично применению преобразователя частоты, правильный выбор этих устройств максимизирует эффективность работы всей системы.
Однако обычные УПП не подходят для управления электроприводом с большой нагрузкой на валу, поскольку уменьшение начального напряжения может снизить пусковой момент. Без мониторинга нагрузки это может привести к тому, что механический момент двигателя будет меньше тормозящего момента нагрузки, что приведет к тому, что двигатель не запустится.
Повышение эффективности работы приводов, не требующих изменения числа оборотов двигателя, может быть достигнуто благодаря применению контроллера «ЭнерджиСейвер», который способен обеспечить максимальное энергосбережение и функцию корректировки коэффициента мощности. Это компактное оборудование представляет собой регулятор напряжения питания электродвигателя, обеспечивая контроль за двигателем, как при его запуске, так и при работе. Кроме этого, данный контроллер-оптимизатор может защитить привод от повышенного или пониженного напряжения, перегрузок, обрыва фаз или их нарушения чередования.
Особенностью контроллеров «ЭнерджиСейвер» являются следящие цепи, которые позволяют контроллерам регистрировать изменения нагрузки в каждый конкретный момент времени. Это особенно важно для запуска электроприводов, которые характеризуются тяжелыми пусковыми режимами. В отличие от обычных УПП, «ЭнерджиСейвер» способен обеспечить номинальный запуск электроприводов.
Дополнительным преимуществом контроллера «ЭнерджиСейвер» является его способность измерять фазовый сдвиг между напряжением и током, согласуя механический момент, развиваемый электродвигателем, с механическим моментом нагрузки на валу. Это достигается путем повышения или понижения напряжения на клеммах электродвигателя. Более того, контроллер «ЭнерджиСейвер» является функционально завершенным устройством, не требующим подключения дополнительного оборудования, и при этом имеет относительно невысокую стоимость.
Как работает контроллер «ЭнерджиСейвер»
Контроллер-оптимизатор асинхронных электрических двигателей «ЭнерджиСейвер» позволяет сокращать потребление электроэнергии двигателем на пониженных нагрузках. Оборудование наиболее эффективно в случае, когда не требуется изменять скорость вращения двигателя.
Устройство контролирует нагрузку на валу двигателя, а затем сравнивает ее с мощностью двигателя. Если нужно, контроллер изменяет напряжение на контактах двигателя. При этом скорость вращения остается прежней. В результате уменьшаются потери энергии, а коэффициент мощности повышается.
За счет использования схем с встречно-параллельно включенными тиристорами (управляемыми диодами), контроллер обеспечивает снижение напряжения.
Процесс регулирования напряжения происходит следующим образом. При подаче управляющего импульса тиристоры открываются, а при переходе тока через ноль закрываются. Напряжение на выходе изменяется в соответствии с изменением периода задержки открытия тиристора. При данном способе регулирования напряжения «отбор» мощности из питающей сети прекращается в те периоды, когда переходы тиристоров закрыты.
Контроллер «ЭнерджиСейвер» является лучшим выбором для двигателей, работающих в условиях динамично меняющихся нагрузок благодаря достаточно быстрой реакции контроллера на изменения в работе двигателя, не превышающей сотой доли секунды.
Системы автоматизированного управления электроприводами представляют собой набор оборудования и программных средств, используемых для автоматического управления работой электродвигателей. Контроллеры «ЭнерджиСейвер» – одно из таких решений, которые помогают увеличить эффективность работы системы управления.
Принцип работы контроллеров "ЭнерджиСейвер" определяет их достоинства и недостатки. Но к числу основных преимуществ контроллеров-оптимизаторов можно отнести следующее:
- Быструю скорость реагирования на изменения напряжения, подаваемого на двигатель (что обеспечивает эффективную работу контроллера даже при быстро меняющихся нагрузках).
- Значительное снижение расхода электроэнергии (до 30–40%).
- Уменьшение влияния реактивной нагрузки на сеть.
- Повышение коэффициента мощности привода.
- Увеличение КПД двигателя.
- Оптимальное соотношение потребительских свойств изделия и его стоимости.
- Снижение затрат на конденсаторные компенсирующие устройства.
- Увеличение срока службы оборудования.
- Повышение экологичности производства за счет уменьшения нагрева, вибрации и шума.
Единственным ограничением контроллера «ЭнерджиСейвер» является то, что он неприменим в тех случаях, когда требуется регулирование скорости вращения ротора электродвигателя.
В различных отраслях сельского хозяйства, промышленности и сфере ЖКХ находят широкое применение контроллеры «ЭнерджиСейвер». Эти устройства могут быть установлены на различных агрегатах и обеспечивают плавный разгон центрифуг, предотвращают перегрузку кронштейнов при запуске мешалок, нейтрализуют ударные волны в трубопроводах при запуске и остановке двигателей насосов, а также предотвращают разрывы проволоки волочильных станков.
Ассортимент контроллеров «ЭнерджиСейвер» включает устройства с различной мощностью (от 5,5 до 400 кВт), отличающиеся степенью защиты оболочки (IP20, IP54) и климатическим исполнением (УХЛ1, УХЛ4). Кроме того, доступны контроллеры серии VTG, которые предназначены для управления вихревыми тепловыми генераторами.
Наиболее современными и инновационными устройствами являются контроллеры-оптимизаторы «ЭнерджиСейвер» серии ESM. Они обладают уникальными характеристиками, такими как скорость реакции на изменение нагрузки в 10 000 раз выше, а точность управления в 100 раз выше, чем в устройствах предыдущих поколений. Кроме того, они оснащены интеллектуальной системой автоматической настройки и возможностью программирования прибора с компьютера.
Контроллеры-оптимизаторы «ЭнерджиСейвер» представляют собой отличную альтернативу частотно-регулируемым приводам двигателя в тех случаях, когда не требуется или невозможно изменить скорость вращения электропривода. Они способны обеспечивать экономию электроэнергии и продлевают срок службы оборудования. В связи с широкой областью их применения, контроллеры-оптимизаторы «ЭнерджиСейвер» считаются универсальным решением во многих сферах народного хозяйства.
Фото: freepik.com